Яндекс.Метрика
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Экспозиции музея

​Музейная экспозиция «Семейный альбом Романовых»

Каждая фотография, на которой отображены просветлённые, весёлые, наполненные любовью, доброжелательные лица венценосных особ и их детей, вновь и вновь подтверждает истинность слов, сказанных в своё время Императрицей Александрой Феодоровной: «Всегда любить - это долг. Великое искусство – жить вместе, любя друг друга нежно. Секрет счастья – внимание друг к другу».

   Личная жизнь последнего Российского Государя Императора Николая Второго и его семьи была тщательно сокрыта от посторонних глаз. Искренне и неизменно соблюдая заповеди Христовы, живя по ним не на показ, а сердцем, Государь и Государыня тщательно избегали всего злого и нечистого, что только окружает всех власть имущих, находя для себя бесконечную отраду и отдохновение в своей семье, устроенной, по слову Христову, аки малая Церковь, где до последних мгновений их жизни царили почтение, понимание и взаимная любовь. Так же и дети их, сокрытые родительской любовью от тлетворного влияния времени и с рождения воспитанные в духе Православия, не находили для себя большей радости чем общие семейные встречи, прогулки или праздники. Будучи лишены возможности находится рядом со своими царственными родителями непрестанно, они особенно ценили и дорожили теми днями, а порой и просто минутами, которые могли провести вместе со своими нежно любимыми отцом и матерью.

 Императрица в самом деле воспитывала дочерей сама, и делала это прекрасно. Трудно представить себе более очаровательных, чистых и умных детей. Она проявляла свой авторитет только при первой необходимости, и это не нарушало той атмосферы абсолютного доверия, которая царила между нею и детьми. По вечерам дети затихали около матери, читающей им сказки. Отцу дети радовались несказанно, но даже вечерами видели его редко, знали, что занят…

   Когда выдавалась свободная минута он брал на колени и рассказывал им сказки, наполненные волшебством и чудесами. Маленьким озорницам разрешалось осторожно гладить пышно-пушистые усы, в которых пряталась мягкая, чуть лукавая улыбка. Лучше всего чувствовал себя Николай II в тесном семейном кругу. Вообще более идеальной обстановки, нежели та, которая была в царской семье представить себе нельзя.
   

   Великая княжна Ольга, первенец императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны родилась в Царском Селе 3 ноября 1895 года.

   С детства Ольга росла очень доброй и отзывчивой. Она глубоко переживала чужие несчастья и всегда старалась помочь. Так же Ольге приписывается излишняя вспыльчивость и раздражительность. Стоит отметить, что она единственная из четырёх сестёр могла открыто возражать отцу с матерью и очень неохотно покорялась родительской воле, если этого требовали обстоятельства.

   Ольга больше других сестёр любила читать, позднее она начала писать стихи. Учитель французского языка и друг императорской семьи Пьер Жильяр отмечал, что Ольга лучше и быстрее сестёр усваивала материал уроков. Это давалось ей легко, от того она иногда ленилась.

   Фрейлина Анна Вырубова так описывала внешние особенности и характер Ольги Николаевны:

   Великая княжна Татья́на Никола́евна родилась 29 мая 1897 года в Петергофе.

    В детстве были её любимыми занятия: серсо (игра в обруч), катание на пони и громоздком велосипеде — тандеме — в паре с Ольгой, неторопливый сбор цветов и ягод. Из тихих домашних развлечений предпочитала - рисование, книжки с картинками, путанное детское вышивание — вязание и «кукольный дом».

   Из Великих княжон была самой близкой к императрице Александре Фёдоровне, всегда старалась окружить мать заботой и покоем, выслушать и понять её.

   Во время Первой мировой войны (1914—1918) вела активную общественную деятельность, являлась почётной председательницей «Татьянинского комитета» — организации, занимавшейся оказанием помощи беженцам и другим людям, пострадавшим в результате военных действий. Вместе с матерью-императрицей и старшей сестрой Ольгой регулярно работала в госпиталях и лазаретах. Занималась сбором пожертвований на оказание помощи раненым и пострадавшим.

   Если представить Татьяну Николаевну повзрослевшей, уже в замужестве, то сразу вырисовывается образец русской жены — женщина домовитая, мать семейства умная и строгая, у которой все в руках спорится, все домашние Её уважают, дети даже побаиваются, истинная хранительница семейного очага. Но можно с уверенностью сказать, что, если бы жизнь Царской Семьи не прервалась так рано, Великая Княжна Татьяна не смогла бы найти полное применение Своим силам и талантам только в семье, так как это была натура социально активная. Домашний уклад, который, несомненно, в собственной семье был бы подчинен Татьяне и управляем ею, не смог бы завладеть душой Её настолько, чтобы Она не вышла за семейный порог. Не только распорядками в доме могла бы Она заведовать, но и в определенной общественной структуре, а, если бы понадобилось, то и в целом государстве. Женщина и власть, женщина и политика — сочетание, кажущееся исключением, вполне имеет право на существование. Хозяйка в случае с Великой Княжной Татьяной Николаевной — понятие более широкое. Счастливое сочетание, которое почему-то обычно представляется невозможным, — домовитая мать семейства, хорошая супруга и… умный политик. В столь юном возрасте Татьяна Николаевна уже имела созревший политический кругозор русской Царицы, и не зря Государь Император так любил беседовать с Ней.

   Татьяна — единственная, с кем в переписке Александра Феодоровна говорит о делах, о войне.

   Есть мнение, что до рождения Наследника Государь хотел переделать закон о престолонаследии в пользу старшей Дочери, Ольги. Но, если бы так произошло, не исключено, что старшая Великая Княжна отреклась бы от престола в пользу своей любимой сестры Татьяны Николаевны.

   Великая княжна Мария Николаевна родилась 14 (26) июня 1899 г.

   Современники описывают Марию как подвижную весёлую девочку, чересчур крупную для своего возраста, со светло-русыми волосами и большими тёмно-синими глазами, которые в семье ласково называли «Машкины блюдца».

   Вместе с Анастасией, младшей дочерью, пострелёнком — как ласково звала Анастасию мать, которой, несмотря на разницу в возрасте, она целиком подчинялась, их звали «маленькой парой» — в противопоставление «большой паре» — старшим, Ольге и Татьяне.

   Маргарита Игер вспоминала случай, когда малышку наказали за то, что она стащила несколько обожаемых ванильных булочек с родительского чайного стола, за что строгая императрица приказала уложить её спать раньше обычного времени. Однако, отец — Николай II — возразил, заявив: «Я боялся, что у неё скоро вырастут крылья, как у ангела! Я очень сильно рад увидеть, что она человеческий ребёнок».

    Великая княжна Анастаси́я Никола́евна родилась 5 (18) июня 1901 г.

   Ее домашние прозвища «маленькая, Настаська, Настя, кубышка» — за небольшой рост (157 см.) и кругленькую фигуру и «швыбзик» — за подвижность и неистощимость в изобретении шалостей и проказ.

   Она зачитывалась пьесами Шиллера и Гёте, любила Мало и Мольера, Диккенса и Шарлотту Бронте. Хорошо играла на рояле, и охотно исполняла с матерью в четыре руки пьесы Шопена, Грига, Рахманинова и Чайковского.

   Алексе́й Никола́евич родился 30 июля (12 августа) 1904 г.

   Был долгожданным ребёнком: у Александры Фёдоровны одна за другой родились в 1895—1901 годы четыре дочери. Царская чета побывала на прославлении Серафима Саровского 18 июля 1903 года в Сарове, где император и императрица молились о даровании им наследника.

   По линии матери Алексей унаследовал гемофилию, носительницами которой были некоторые дочери и внучки английской королевы Виктории.

   Заболевание гемофилией стало очевидным у цесаревича уже осенью 1904, когда у двухмесячного младенца началось тяжёлое кровотечение из пупка.

   Внешность Алексея сочетала в себе лучшее от отца и матери. По воспоминаниям современников, Алексей был красивым мальчиком, с чистым, открытым лицом. Он был слишком худым — сказывалась болезнь.

   Характер у мальчика был покладистый, он обожал родителей и сестер, а те, в свою очередь, души не чаяли в юном цесаревиче, особенно Великая Княжна Мария. Алексей был способным в учёбе, как и сёстры, делал успехи в изучении языков.

   Спала - охотничья усадьба, собственности Государя в Скерневицком уезде Варшавской губернии, в наши дни это Беловежская пуща.

   В 1912 во время отдыха в Беловежской пуще цесаревич неудачно прыгнул в лодку и сильно ушиб бедро: возникшая гематома долго не рассасывалась, состояние здоровья ребёнка было очень тяжёлым, о нём официально печатались бюллетени. Была реальная угроза смерти.

   Глубокой ночью 2 марта 1917 года император Николай II подписал акт об отречении от престола. Этому событию предшествовали дни смутных надежд и зловещих признаков грядущей катастрофы. Временное правительство решило вывести семью Романовых в далёкий сибирский городок Тобольск.

   В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома большевиками были ратрелены последний российский император Николай II , его жена александра Фёдоровна и их дети. Четыре дочери и наследник Алексей разделили ужасную участь своих родителей. Единственной их виной было царское происхождение. Они пришли в этот мир на мгновение: старшей дочери в год гибели было 22 года, младшей исполнилось только 17 лет. Алексей не дожил до 14 лет всего пол месяца.​


Музейная экспозиция "Государство начинается с Границы"

2012-2013 учебный год

Экспозиция  «Государство начинается с границы»

           Экспозиция «Государство начинается с границы» посвящена 1150 - летию Российской государственности. Данная экспозиция является частью образовательного проекта «Россия Великая».

           Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

           Экспозиция «Государство начинается с границы» состоит  из коллекций  известного коллекционера России Алексея Алексеевича Федулова, научного  сотрудника  Сургутского краеведческого музея. 

Разделы экспозиции:

  1. Фотографии;
  2. Пограничные знаки;
  3. Книги;
  4. Агитационные плакаты;
  5. Статуэтки;
  6. Фотоальбомы пограничников;
  7. Головные уборы пограничника.

        Уникальные фотографии различных времен с 1920-2011г. рассказывают о тяжелой и героической службе пограничника.  Фотографии знакомят с пограничниками города Сургута и Сургутского района. На  них мы видим, как менялась служба на границе, пограничная форма, оружие, быт солдат.

Коллекция «Пограничные знаки» является уникальной своего рода. В ней собрано 1500 знаков (с 1917 по 2011годы) из различных пограничных застав России и бывшего Советского Союза. Из материалов коллекции мы видим, насколько необъятна наша Родина, какое большое количество застав охраняет наше Государство.

        Огромное значение имеют представленные на экспозиции книги. Они рассказывают об истории становления и  зарождения пограничных войск.

        Дополняют содержанием агитационные плакаты, статуэтки на тему пограничной службы.

        Коллекция головных уборов рассказывает, как менялась форма пограничника, начиная с 1922года до наших дней.

       Экспозиция «Государство начинается с границы» призвана воспитать у молодого поколения чувство патриотизма, гордости за свое  Отечество, повышение интереса к пограничным войскам…


Музейная экспозиция "Родник духовного наследия"

​Родник духовного наследия​